Пензенское время
01:19
Вторник, 24 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
103.38 103.38
92.58 92.58
Котировки
РТС 956.01 4.32
ММВБ 2819.87 22.87

Алексей Комаров: «В новом учебном году мы продолжим заниматься модернизацией школьных систем образования»

11:3131.08.2024 16+ 78 18+
В канун нового учебного года министр образования Пензенской области Алексей Комаров рассказал об изменениях в школьной программе, открытии в сурском крае новых учебных заведений и других аспектах развития региональной системы образования.
- Алексей Павлович, сколько пензенских школьников в этом году сядут за парты?
- В этом учебном году в общеобразовательных организациях Пензенской области будут получать образование без малого 136 тысяч учащихся, в том числе более 12 тысяч первоклассников. При этом в пензенских школах будут учиться свыше 13 тысяч учеников девятых классов и более пяти тысяч одиннадцатиклассников.
- 1 сентября в нашей области должны открыться три новых школы. Они уже готовы принять учащихся?
- Конечно. В рамках реализации регионального проекта Современная школа национального проекта Образование в Пензенской области с целью создания образовательных организаций в строящихся микрорайонах и ликвидации второй смены завершено строительство трех новых школ общей вместимостью 2750 мест.
В частности, 1 сентября будет открыта школа 80 имения Василия Кузьмича Бочкарева в микрорайоне ГПЗ в Пензе. Она рассчитана на 1100 мест - это 44 класса.

Аналогичная школа, то есть на 1100 мест, откроется в микрорайоне Заря областного центра. Школе присвоено имя Бориса Федоровича Зубкова, советского и российского партийного и государственного деятеля, первого секретаря Пензенского обкома КПСС, Почетного гражданина Пензенской области.

Также в селе Бессоновка распахнет двери школа 1, рассчитанная на 550 мест. Общеобразовательная организация полностью оснащена современным оборудованием, средствами обучения и воспитания.
- Какие новые предметы появятся в этом году в школьной программе?
- Будет несколько значимых нововведений, которые вступят в силу с 2024/25 учебного года. Эти изменения касаются как структуры учебной программы, так и содержания образовательных курсов. Основные направления новелл включают усиление патриотического воспитания, введение курсов Основы безопасности и защиты Родины, Труд (технология) и Семьеведение, обновление подходов к преподаванию истории и обществознания, интеграцию новых технологий и видов спорта в школьные программы, а также повышение цифровой грамотности и информационной культуры учащихся. Введение новых учебных программ и изменений в системе образования в 2024/25 учебном году направлено на адаптацию школьного образования к современным вызовам и требованиям.

Так, новый курс Основы безопасности и защиты Родины дополнен новыми модулями. Таким образом, расширен существовавший до этого учебный курс Основы безопасности жизнедеятельности. Основное его отличие от ОБЖ - это то, что содержание предмета дополняется двумя новыми модулями, посвященными освоению ребятами знаний, умений и навыков начальной военной подготовки. В рамках этих новых модулей ребята будут изучать государственную оборонную политику, историю вооруженных сил, топографию, проходить военно-медицинскую подготовку. Старшеклассникам также расскажут об оружии массового поражения, беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), о службе по призыву и по контракту.

Преимуществом нового предмета является большое количество практических занятий, на которых мальчики и девочки смогут научиться основам самообороны и оказания первой помощи в экстремальных ситуациях. Также ребята научатся выявлять дезинформацию и фейки. Основой нового предмета станет воспитание школьников в духе патриотизма и любви к Родине.

Второй новый учебный предмет Труд (технология). Обновление содержания предмета в настоящее время обусловлено цифровизацией всех сфер жизни людей, острой необходимостью развития кадрового потенциала, в том числе инженерной направленности, в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. Об изменении содержания и методов обучения по предмету Технология вопрос был поставлен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным еще в 2016 году, когда по его поручению началась разработка новой концепции технологического образования.

В настоящее время в образовательных организациях общего образования ведется активная работа по формированию у школьников представлений о профессиях и рынке труда региона: программа воспитания, проекты Профминимум, Билет в будущее, Проектория помогают обучающемуся сделать выбор будущей профессии. Также одной из ведущих целей реализации программы по предмету Технология - с 2024 года Труд (технология) - была и остается подготовка подрастающего поколения к выбору профессии, к трудовой деятельности, воспитание человека труда, так как влияние осознанного и ответственного труда на формирование интеллектуальной, нравственной позиции достойного гражданина страны сложно переоценить.

Необходимость в уточнении названия предмета и переименовании в Труд (технология) появилась в связи с усилением профориентационной направленности предмета, наличием огромного воспитательного потенциала предмета для развития у школьников привычки к систематическому труду. Современное понимание труда предполагает знание и применение современных цифровых технологий в трудовой деятельности. У ребенка должно быть понимание технологических процессов в быту, на производстве, в искусстве, экономике.

Программа по учебному предмету Труд (технология) знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по предмету Труд (технология) происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Школьники должны иметь представление о том, что такое компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления. Также в современно мире нельзя без знаний о технологии электротехники, электронике и электроэнергетике, строительстве, транспорте, агро- и биотехнологии, обработке пищевых продуктов.

Курс Семьеведение вводится с 1 сентября 2024 года для учеников старших классов. Он будет проходить в рамках внеурочных занятий Разговоры о важном или внеклассной работы. Подготовка педагогических кадров по данному направлению осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки. Кроме того, в Пензенской области имеется значительный опыт по реализации такого курса, поэтому проблем с подготовкой педагогов нет.
- Предусмотрены ли дополнительные вознаграждения для педагогов в новом учебном году? В частности, доплаты классным руководителям, стимулирующие выплаты и другие.
- С 1 марта 2024 года доплаты классным руководителям в населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек составляют 10 тысяч рублей.
Введены доплаты за новые аттестационные категории педагог-методист в размере 4100 рублей и педагог-наставник - 6100 рублей.
С 1 сентября 2024 года вводится федеральная выплата в размере пять тысяч рублей в месяц для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах.
- Насколько в школах ощущается нехватка педагогических кадров? Продолжает ли в регионе действовать программа Земский учитель?
- Общая численность работников, занятых в региональной системе образования в 2024 году, составляет 27 228 человек, в том числе: руководящих работников - 1 470, педагогических работников 16 390 человек, из них учителей - 8 492.
Укомплектованность педагогическими кадрами системы образования Пензенской области составляет 98,8 % (в 2023 году было 97,7 %). Средний возраст педагогов 46 лет.

Наибольшая потребность в учителях-предметниках общеобразовательных школ: учителях начальных классов, математики, иностранного и русского языков, физики, физической культуры.

42,1% педагогических и руководящих работников системы образования Пензенской области относится к возрастной категории 50 лет и старше. Значительная доля (61,9%) этих работников занята в общеобразовательных организациях. На долю педагогических и руководящих работников в возрасте до 30 лет приходится 13,3%.
Работа по ликвидации кадрового дефицита в системе образования Пензенской области ведется по трем направлениям.

В общеобразовательных организациях организованы так называемые педагогические классы. С 1 сентября 2021 года в сурском крае были открыты семь классов психолого-педагогической направленности. В 2023/2024 учебном году функционировали уже 18 таких классов (Кузнецке, Нижнем Ломове, Пензе, Сердобске, Неверкино, Городищенском районе). В новом учебном году планируется не снижать количество педклассов. Где нет большого числа желающих выбрать данное направление, формируются группы в классах, в которых увеличиваются учебные часы по педагогике и психологии.

Мониторинг показал, что каждый четвертый обучающийся педагогического класса поступает на педагогические специальности в вуз.

В педагогическом институте имени Белинского Пензенского государственного университета ежегодно проходят Дни открытых дверей, на которых обучающиеся старших классов получают возможность познакомиться с институтом и наметить для себя траекторию получения высшего образования, узнать о процессе обучения и внеучебной жизни.

Также с обучающимися выпускных классов ведется работа по заключению договоров о целевом обучении. В 2024 году 17 студентов зачислены на бюджетные места по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки Образование и педагогические науки на основании договоров о целевом обучении в Пензенском госуниверситете.

Для привлечения будущих молодых специалистов (педагогических работников) в образовательные организации региона ежегодно в апреле на базе педагогического института проходит встреча (ярмарка вакансий) студентов выпускных курсов педагогических специальностей с представителями органов местного самоуправления в сфере образования, работодателями.

В целях увеличения материальной поддержки молодых педагогов принят закон Пензенской области от 14.06.2024 4356-ЗПО О некоторых вопросах, связанных с оплатой труда работников органов государственной власти Пензенской области, работников государственных учреждений Пензенской области, и об установлении дополнительных гарантий отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений Пензенской области, увеличивший размер единовременных выплат молодым специалистам (для учителей, воспитателей детских садов, преподавателей, мастеров производственного обучения, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей) с 35 000 рублей до 41 300 рублей в течение первых трех лет с даты поступления на работу, другим педагогическим работникам с 24 000 до 28 300 рублей. В областном бюджете на 2024 год на выплаты молодым специалистам предусмотрено 40 миллионов 814 тысяч 400 рублей. Сроки выплат - не позднее 5 октября.

Положением о системе оплаты труда работников государственных (муниципальных) образовательных организаций Пензенской области предусмотрена выплата молодым специалистам (педагогическим работникам) стимулирующих выплат обязательного (постоянного) характера в размере 6 100 рублей (ранее было установлен повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 0,35).

Все педагогические работники, живущие и работающие в сельской местности, получают 100-процентную компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, в том числе расходов на капремонт многоквартирных домов, отопления жилых помещений, электроэнергию, потребленную на освещение жилых помещений. Данная мера эффективна, так как не допускается задолженность по оплате коммунальных услуг и позволяет педагогическому работнику направить сэкономленные средства на личные нужды.

Кроме того, решить вопрос кадрового обеспечения системы образования помогает программа Земский учитель - мероприятие по отбору претендентов на право получения единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

В 2020-2023 годах в рамках программы в школы пришли работать 24 педагога.

В 2024 году для участия в проекте Земский учитель утверждены 11 вакансий, наиболее востребованных в образовательных организациях. Это должности учителей математики (3 человека), русского (2) и иностранных языков (3), физической культуры (2 человека), истории. Все претенденты для участия в программе определены и с нового учебного года приступят к работе.
- Хватает ли региону школьных автобусов?
- Во исполнение Федерального закона 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации в Пензенской области организована бесплатная перевозка обучающихся до образовательных организаций и обратно. С 2021 по 2023 годы за счет средств федерального бюджета в регион поставлено 127 школьных автобусов различной вместимости. На сегодня в области насчитывается 327 школьных автобусов, на которых осуществляется подвоз более 7500 детей, включая прибывших из ЛНР и ДНР. Все школьные автобусы обеспечены водителями.

В этом году в Пензенскую область за счет средств федерального бюджета будет поставлено 49 школьных автобусов различной вместимости.
- Где еще появятся школьные Кванториумы?
- В рамках реализации федерального проекта Современная школа нацпроекта Образование в сентябре 2024 года в областном центре будут открыты 3 детских технопарка Кванториум на базе школы 75/62 имени Героя Советского Союза Андрея Ивановича Мереняшева, школы 80 города имения Василия Кузьмича Бочкарева и школы 67. В 2024 году на реализацию данного мероприятия из консолидированного бюджета было выделено 63,5 миллиона рублей.

На сегодня в Пензенской области открыты и функционируют 3 школьных Кванториума: на базе Лицея современных технологий управления 2 Пензы (открыт в 2021 году); на базе школы 226 города Заречного (открыт в 2022 году) и на базе школы 17 города Кузнецка имени Гагарина (открыт в 2023 году).

Школьные Кванториумы создаются с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков и компетенций естественно-научной и технологической направленностей, условий для повышения качества общего образования, расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов из предметных областей Естественно-научные предметы, Математика и информатика, Технология, курсов внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности, реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей.
- Если говорить о среднем профобразовании, насколько востребованы специальности, предлагаемые колледжами и лицеями?
- В этом году 6675 мест для обучения по программам среднего профессионального образования выделил региональный бюджет (для сравнения: в 2023 году 6402 мест). Прием осуществляется на базе девятых и одиннадцатых классов. Подготовка ведется по таким направлениям, как: информатика и вычислительная техника; машиностроение; техника и технологии строительства; техника и технологии наземного транспорта; сельское, лесное и рыбное хозяйство; медицина; образование и педагогические науки; сервис и туризм и другим.

Все они востребованы среди абитуриентов. Но лидерами по подаче заявлений в этом году являлись следующие профессии и специальности: Информационные системы и программирование, Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Физическая культура, Пожарная безопасность, Защита в чрезвычайных ситуациях, Архитектура, Графический дизайнер, Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Страховое дело (по отраслям), Сварщик, Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и прочие.

Профессиональные образовательные организации выбирают 10-14% выпускников одиннадцатых классов, до 85% из них поступают в вузы. Остальные выпускники школ являются самозанятыми, проходят службу в Вооруженных Силах России или находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Что касается выпускников девятых классов, то порядка 60% из них выбирают обучение в профессиональных образовательных организациях.
- В Пензе откроются два образовательных кластера. Можно узнать подробнее об этом?
- Да, 1 сентября 2024 в Пензенской области откроются два кластера, созданные в рамках федерального проекта Профессионалитет: это образовательный центр (кластер) Педагогические кадры для устойчивого развития Пензенской области на базе Пензенского социально-педагогического колледжа и образовательно-производственный кластер Строительство и дорожное хозяйство на базе Пензенского колледжа архитектуры и строительства.

Эти колледжи по итогам конкурса были объявлены победителями на предоставление в 2024 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание господдержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профобразования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики в рамках федерального проекта Профессионалитет госпрограммы Российской Федерации Развитие образования.

Образовательный кластер Педагогические кадры для устойчивого развития региона по отрасли Педагогика на базе Пензенского социально-педагогического колледжа в сети с Кузнецким многопрофильным колледжем и Каменским техникумом промышленных технологий и предпринимательства стал обладателем гранта в размере 60,5 миллиона рублей.

Партнерами кластера стали образовательные учреждения нашего города и области: 12 органов муниципальных управления образованием, 13 школ, 10 детских садов, 5 учреждений дополнительного образования. Из регионального бюджета на развитие данного кластера предоставлено 7,2 миллиона рублей и 2 миллиона внебюджетных средств.

В рамках образовательного кластера будет осуществляться подготовка по специальностям: Преподавание в начальных классах; Дошкольное образование; Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества); Физическая культура.

В Пензенской области большое внимание уделяется реализации нацпроекта Образование. На протяжении последних трех лет в регионе наблюдается тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных организаций. В связи с этим растет потребность региона в учителях начальных классов, физкультуры, педагогов дополнительного образования, воспитателях.

Мониторинг обеспеченности образовательных организаций педагогическими кадрами выявил тенденцию старения кадров, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов. Поэтому программа образовательного кластера Педагогические кадры для устойчивого развития региона призвана решать проблемы кадрового обеспечения дошкольного, школьного, дополнительного образования детей.

Образовательно-производственный кластер Строительство и дорожное хозяйство на базе Пензенского колледжа архитектуры и строительства в сети с четырьмя профессиональными образовательными организациями региона (Кузнецким многопрофильным колледжем, Пензенским колледжем пищевой промышленности и коммерции, Нижнеломовским многопрофильным техникумом, Каменским техникумом промышленных технологий и предпринимательства) стал обладателем гранта в размере 100 миллионов рублей.

На развитие кластера выделено 33,3 миллиона рублей из регионального бюджета и 10 миллионов внебюджетных средств. Соглашение о партнерстве заключено с 35 предприятиями-работодателями (Ассоциация СРО Большая Волга, ООО Автодорога, ООО Строительная группа Рисан, ООО Специализированный застройщик Термодом, ООО Пензадорстрой, ООО Дорожно строительное управление 1 и другими), курируемыми министерством строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.

В рамках образовательно-производственного строительного кластера будет осуществляться подготовка по следующим специальностям: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения; Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки); Сварочное производство.

Реализация потенциала строительного комплекса Пензенской области является стратегической задачей, обеспечивающей основу развития региона, что невозможно без качественно-опережающей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Численность кадров в области строительства, жилищно-коммунальной сфере, дорожном хозяйстве в целом недостаточны. Для решения этой проблемы открывается образовательно-производственный кластер Строительство и дорожное хозяйство.

В соответствии с распределенными контрольными цифрами приема (КЦП) для строительного кластера выделено 350 мест, для образовательного кластера 400.
- Будут ли еще какие-то ли изменения в системе образования области в новом учебном году?
- Все направления развития обозначены в национальном проекте Образование. Имеются региональные особенности в реализации нацпроекта, о чем я уже говорил. Отмечу лишь то, что в новом учебном году мы продолжим заниматься модернизацией школьных систем образования, поддержкой педагогов, совершенствованием процесса обучения, чтобы в конечном итоге наши дети получали качественные знания и становились полноценными гражданами своей страны. В этом главная задача системы образования.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.